Согласно статье 46 Конституции РФ и главе 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) решение, действие/бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, государственного или муниципального служащего, должностного лица могут быть обжалованы, если они:
- нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций;
- создают препятствия к осуществлению прав, свобод граждан, организаций и реализации их законных интересов;
- незаконно возлагают какие-либо обязанности на граждан, организации.
Гражданин, организация, в отношении которых вынесено (совершено) подобное решение (действие/бездействие), могут обратиться с требованием об оспаривании его непосредственно в суд или оспорить в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Успешность разрешения вопроса о восстановлении нарушенных прав, устранения препятствия их реализации, снятия незаконно возложенных обязанностей зависит от многих факторов, учесть которые сможет только профессиональный юрист.
Во-первых, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, то обращение в суд с требованием об оспаривании решения (действий/бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, должностного лица возможно только после соблюдения этого порядка.
Во-вторых, административное исковое заявление должно быть подано в суд с соблюдением сроков, которые установлены в статье 219 КАС РФ.
По общему правилу (часть 1 статьи 219 КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня обнаружения гражданином, организацией факта нарушения их прав, свобод и законных интересов. При этом необходимо знать, что действующим законодательством предусмотрены также специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий/бездействия (например, часть 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ, часть 2 статьи 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.).
В случае пропуска установленного законом срока обращения в суд без уважительной причины гражданину, организации будет отказано в удовлетворении административного иска.
В-третьих, административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к нему частью 1 статьи 125 и статьей 220 КАС РФ:
- должно отвечать установленной форме;
- содержать подробные сведения об административном истце;
- содержать информацию об органе, организации, лице, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших (совершивших) оспариваемое решение (действие/бездействие);
- содержать данные относительно оспариваемого решения (действия/бездействия) и т.д.
К административному исковому заявлению также прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 и части 3 статьи 220 КАС РФ:
- подтверждающие уплату государственной пошлины;
- доказывающие факт нарушения прав, создания препятствия их реализации или незаконного возложения обязанностей;
- подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора и др.
Предлагаем следующие услуги квалифицированных юристов в урегулировании вопросов, связанных с обжалованием решения, действия/бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, государственного или муниципального служащего, должностного лица:
- консультирование(анализ предоставленных документов, разъяснение прав, предоставление рекомендаций по досудебному урегулированию административного спора, объяснение процессуальных особенностей защиты нарушенных прав в суде и т.д.);
- юридическая помощь в досудебном урегулировании административного спора (подготовка документов для обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам; взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами);
- подготовка процессуальных документов (составление административного искового заявления и направление его в суд; сбор документов, прилагаемых к административному исковому заявлению; подготовка других процессуальных документов);
- представление интересов в суде (анализ предоставленных документов, подготовка процессуальных документов, участие в судебных заседаниях).
Стоимость услуг по обжалованию решения, действия/ бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, должностного лица
Консультирование |
от 3 000 руб. |
Составление обращений (заявлений, жалоб, официальных писем) в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам |
от 5 000 руб. |
Составление административного искового заявления |
от 10 000 руб. |
Составление иных процессуальных документов (заявлений, ходатайств, запросов, соглашений) |
от 5 000 руб. |
Разрешение административного спора в досудебном порядке |
от 12 000 руб. |
Представление и защита интересов в суде |
от 6000 (один выход в суд) |