Перейти к содержимому

Бухгалтерское обслуживание некоммерческих организаций (НКО)

Первичная регистрация НКО

Регистрация некоммерческой организации считается одной из наиболее трудоемких и длительных процедур. Прежде всего, это обусловлено многообразием организационно-правовых форм, а также сложностями при разработке учредительных документов.

В «Центр развития НКО Пермского края» разработка учредительных документов некоммерческой организации входит в предоставление услуг по первичной регистрации организации. Мы не предлагаем нашим клиентам подписать типовой устав, более того, наши юристы оговаривают все основные моменты и готовят учредительные документы в соответствии с потребностями клиента и деятельностью создаваемой организации.

Основное преимущество некоммерческих организаций заключается в получении налоговых льгот, поскольку целевые поступления в некоммерческих организациях не считаются доходом и не облагаются налогами. Некоммерческие организации регистрируются не для выгоды и стабильного извлечения прибыли, а для достижения социальных, культурных, научных, благотворительных и прочих целей, направленных на улучшение общественного благосостояния общества.

Регистрация некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов,  товариществ собственников жилья, органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений) осуществляется территориальным органом Министерства Юстиции.

Во многом тонкости и нюансы данной процедуры зависят от выбранной организационно-правовой формы, а  в случае с некоммерческими организациями индивидуальная разработка устава для каждого клиента. Многие пункты будут отличаться от пунктов устава другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы, поэтому шаблонов тут быть не может. Также ситуация усложняется тем, что регистрирующий орган внимательно и придирчиво изучает каждый устав (существует большая вероятность получения отказа). Это основные сложности, которые связаны с регистрацией некоммерческих организаций.

 

Внесение изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ

Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

  • Устав, утвержденный учредителями для общественной организации (объединения),  Фонда, Некоммерческого Партнерства, Автономной Некоммерческой Организации, частного или бюджетного учреждения;
  • Устав или положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;
  • Учредительный договор и устав для ассоциации или союза.

В каких случаях требуется внесение изменений в учредительные документы:

  • смена наименования юридического лица;
  • смена юридического адреса;
  • изменение типа или вида государственного или муниципального учреждения;
  • изменение целей и видов деятельности;
  • изменение отдельных положений устава;
  • регистрация представительства;
  • регистрация филиала.

Порядок регистрации изменений в учредительные документы

Внесение изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ, необходимо зарегистрировать в соответствии с действующим законодательством.

Следует помнить, что при внесении некоторых видов изменений в учредительные документы, необходимо подать их на государственную регистрацию в 3-х дневный срок с момента подписания Протокола или Решения о соответствующих изменениях.

В случае смены единоличного исполнительного органа некоммерческой организации  или внесения изменений в сведения о нем, вносить изменения в Устав не требуется. В регистрирующий орган подается протокол или решение о соответствующих изменениях и заявление по форме, подписанное уполномоченным лицом (заявитель).

 

Реорганизация НКО

1. Некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

2. Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

2.1. Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном:

а) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

б) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

в) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

2.2. При реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения, связанных с этим убытков.

2.3. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

3. Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

4. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации обществ (организаций) и внесение в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций), осуществляются в соответствии с законодательством.

5. Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в Фонд или Автономную Некоммерческую Организацию, а также в хозяйственное общество.

5.1. Частное учреждение может быть преобразовано в Фонд, Автономную Некоммерческую Организацию, хозяйственное общество.

5.2. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается только в соответствии с законодательством..

5.3. Автономная Некоммерческая Организация может быть преобразована в Фонд.

5.4. Ассоциация или Союз могут быть преобразованы в Фонд, Автономную Некоммерческую Организацию, хозяйственное общество, Товарищество или Некоммерческое Партнерство.

5.5. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация НКО

Некоммерческая организация может быть ликвидирована в следующих случаях:

- по   решению  учредителей   (участников)  или, уполномоченного на то уставом, органом;

- по решению суда.

 Порядок ликвидации некоммерческой организации.

     Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший такое решение, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде и помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня опубликования данного сообщения.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, уведомляет кредиторов о ликвидации в письменной форме.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или уполномоченным на то органом.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов.

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной законодательством, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц.

Особенности ликвидации различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

    Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта РФ, уполномоченным органом или его территориальным органом.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц в следующих случаях:

- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории РФ ликвидируется в следующих случаях:

- при ликвидации основной иностранной некоммерческой неправительственной организации;

- в случае непредставления сведений о получении и расходовании денежных средств;

- в случае если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами.

Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного и казенного учреждений осуществляются следующими органами:

- Правительством РФ - в отношении федеральных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении учреждений субъекта РФ;

- местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального учреждения.

Распределение имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов

При ликвидации некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана или на благотворительные цели или обращается в доход государства.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся имущество подлежит распределению между его членами в соответствии с их имущественным взносом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику.

Имущество бюджетного учреждения передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.

Высококвалифицированные специалисты АНО «Центр развития НКО Пермского края»досконально изучили требования регистрирующих органов и учитывают их при разработке документов, экономя ваше время и бюджет.

 

Стоимость услуг по регистрации и реорганизации некоммерческих организаций

Вы определили направление деятельности, нашли источники финансирования, зарегистрировали некоммерческую организацию и работаете в соответствии с Уставом. На первый взгляд, все просто. Однако, уже на первом этапе можно столкнуться с рядом проблем:

  • Как платить зарплату нанятым сотрудникам?
  • Как вести учет?
  • Как составлять смету?
  • А если в Уставе прописана деятельность, приносящая доход, то как формировать отчетность в этой ситуации?

АНО «Центр развития НКО Пермского края» предлагает комплексное бухгалтерское обслуживание некоммерческих организаций (НКО), стоимость которого существенно меньше, чем те издержки, которые можно понести в случае ошибок.

В частности, соответствие статей расходов их целевому назначению в НКО нуждается в самом пристальном контроле. Иными словами, если финансирование осуществлялось с определенной целью, указанной лицом или организацией, сделавшими пожертвование, то любое отклонение без согласования недопустимо. Это влечет за собой немало бумажной волокиты.

И в этой ситуации даже опытный бухгалтер может столкнуться с серьезными сложностями. Дело в том, что порядок и форма отчетности для НКО не регламентированы однозначно, поэтому зачастую возникают неточности и накладки. Чтобы избежать подобной ситуации, стоит довериться профессионалам и возложить бухгалтерское обслуживание некоммерческих организаций (НКО) на плечи специалистов.

Чтобы впоследствии не возникло проблем со средствами, подлежащими налогообложению, необходимо знание всех тонкостей! В противном случае при неправильном оформлении или нарушении в работе НКО, вам грозят штрафы.

ЭКОНОМИЯ НА СОДЕРЖАНИИ ШТАТНОГО БУХГАЛТЕРА

Еще один весомый аргумент в пользу передачи своей отчетности в руки специалистов – это экономия на содержании рабочего места, уплате налогов и взносов с зарплаты нанятого сотрудника, а также постоянная доступность специалистов узкого профиля. Одним словом, на бухгалтерское обслуживание некоммерческих организаций (НКО) цена ниже, чем затраты на собственного бухгалтера.

Специалисты АНО "Центр развития НКО Пермского края" знают эти и другие особенности бухгалтерских услуг для НКО. Мы постоянно следим за нововведениями и изменениями в областях бухгалтерского и налогового законодательств России.

Цена на бухгалтерское обслуживание некоммерческих организаций (НКО) включает:

  • Полную бухгалтерскую поддержку.
  • Составление и подачу налоговой отчетности.
  • Консультации по всем бухгалтерским вопросам.

Стоимость услуг для некоммерческих организаций